Ошибка
OK
Информация
OK

Привет всем, и добро пожаловать в Академию Магии. На этой неделе мы рассмотрим такой аспект констрактедной Магии, как сайдборд.

На турнирах по Магии матчи играются по системе «две игры из трех», и в констрактедной колоде должно быть минимум 60 карт. В дополнение, разрешено иметь сайдборд из 15 карт. Между играми игрок может поменять любое количество карт в своей колоде на то же количество карт из сайдборда.

Сайдборд добавляет немалую долю стратегии в процесс декбилдинга: как наиболее эффективно использовать эти 15 мест? Есть несколько факторов, достойных рассмотрения, и множество разных подходов к ответу на этот вопрос.

В общем случае, вам нужно, чтобы ваша основная колода являлась лучшей конфигурацией из 60 карт для того окружения, которое вы ожидаете. Сайдборд же нужен для того, чтобы подстраивать этот общий вариант колоды под конкретный матчап.

Есть три различных уровня, на которых можно подходить к сайдборду: строить сайдборд против разных категорий колод (аггро, контроль, комбо, итп), против разных конкретных колод (гоблины, бурн, красно-зеленая агрессия итп), или же против колод в общем (смена плана на игру, слабо относящаяся к какому-либо конкретному матчапу). Часто вы будете строить один сайдборд на нескольких разных уровнях, ведь 15 карт дают множество опций, а некоторые карты часто могут служить разным целям.

Против архетипов: Констрактедные колоды, в особенности турнирные, разделяются на базовые архетипы: аггро, контроль и комбо. Эти архетипы также делятся на гибридные (аггро-контроль, комбо-контроль итп). Позже мы рассмотрим их особенности, но на данный момент важно то, что любую колоду можно резонно отнести к какой-либо категории. Это не просто случайное множество колод, каждая из которых имеет свои уникальные сильные и слабые стороны. Ваша колода может быть хороша или плоха не против конкретных колод, а против категорий колод. Например, Duress — хорошая карта против комбо-колод в целом, потому что карты в комбоколоде обычно не взаимозаменяемы.

Против конкретных колод: Обычно, особенно если формат определен, многие основные колоды известны. В этом случае вы не только можете сказать, насколько ваша колода хороша против контрольных колод в целом, но и сказать, насколько она хороша против, скажем, Дралну (популярный U/b контроль из Стандарта Равника-Спираль Времени). При достаточном количестве тестинга вы будете знать, какие карты и стратегии наиболее хороши против этой конкретной колоды. Например, Jester's Cap в общем не очень хорош против контрольных колод, но если вы знаете, что эта конкретная колода играет всего лишь тремя вин-кондишнами (картами, которыми она может выиграть), то его ценность сильно возрастает.

Против всех/большинства колод: Помните, что вы сайдитесь не против колоды оппонента, какой она была в первой игре. Оппонент тоже посайдился, и вы играете против модифицированной колоды.
Иногда, вне зависимости от матчапа, вы можете предвидеть некоторые модификации и подстроиться под них. Представьте себе хрупкую комбо-колоду, выигрывающую с помощью каких-нибудь чар (enchantment-а). В первой игре стратегия может быть жизнеспособна: оппонентам наверняка невыгодно играть в основной колоде дизрапшеном против вашей колоды (к примеру, Naturalize или Coercion), так как эти карты ниже среднего против метагейма в целом. Но после сайдборда вы вполне можете предполагать, что все будут иметь ответ на вашу стратегию.

Один из возможных путей здесь это кардинально поменять свою стратегию после сайдборда (то есть, вынуть хрупкую комбинацию и посайдить какую-то другую стратегию победы), или же просто сделать свою комбинацию в целом более крепко (к примеру, поменять некоторые карты на 4 Coercion, чтобы выбивать дизрапшн из руки оппонента). Такой сайдборд часто называют трансформационным

Часто встречающаяся техника, основывающаяся на этой идее (хотя в действительности она может быть применена только против специфичных колод или архетипов) — это в корне поменять план колоды. Контрольная колода может пересайдиться в колоду на существах, застав врасплох оппонента без ремувала и с бесполезными анти-контрольными картами.

Строим Сайдборд


Какие факторы появляются во время собственно построения сайдборда?

Необходимость: Какие карты необходимо иметь?

В общем, вам нужно фокусировать сайдборд на тех матчапах, которые наиболее проблемны для вашей колоды. Если вы оцениваете свой шанс на победу в каком-то матчапе как 30%, то у вас есть много пространства для улучшения. Но если ваш процент уже 70%, то будет достаточно сложно еще больше усилить ваше преимущество.

Да, вам также нужно посвятить пространство тому, чтобы ваши хорошие матчапы оставались таковыми и после сайдборда. Но имейте в виду, что турнирные матчи обычно проходят по системе «два из трех». Если у вашей колоды очень хороший матчап с какой-то другой колодой, вы наверняка выиграете первую игру. В этом случае вам нужно будет выиграть всего лишь одну из двух игр, чтобы выиграть матч, поэтому вы можете себе позволить небольшое снижение ваших шансов во второй и третьей игре.

Стоит добавить, что иногда матчап ужасен настолько, что лучший выход — не принимать его в расчет и посвятить сайдборд другим, более неопределенным матчапам. Многие красно-синие колоды «Owling Mine» даже не имели никакой стратегии против их худшего матча — агрессивных красных колод, потому что потенциальный выигрыш не стоил затраченных сил и ресурсов (мест в сайдборде). Такое бывает, но редко.

Еще один совет насчет необходимости — используйте ваш сайдборд, чтобы противостоять тем стратегиям, которые преобладают над вашей. К примеру, если ваша колода никак не может выиграть через Worship или Glare of Subdual, то вам наверняка стоит иметь ответы на эти карты в сайдборде.

Мощь: Какие карты наиболее сильны?

Долгое время я не мог понять, почему люди играют в сайдборде такими картами, как Disenchant и Terror. Да, эти карты могут в каком-то матчапе быть лучше, чем в другом, могут быть полезными тут и там... но я хотел, чтобы карты в моем сайдборде были действительно проблемными. Aura Mutation, ради бога. Но Disenchant? Разве размен 1-к-1 может серьезно навредить оппоненту? Теперь я понимаю, что в некоторых случаях действительно нужно играть более универсальными картами, но я не считаю, что моя общая философия была далека от действительности.

В основной колоде, карта вроде Perish смотрелась бы глупо. Против большей части метагейма она может быть совершенно бесполезной. Но против меньшей части эта карта разрушительна.

Сайдборд обеспечивает практическое применение таких карт. Вам нужно наполнить ваш сайдборд максимально сильными по эффекту картами. Но в наше время, благодаря продуманному дизайну выпусков и более разнообразным метагеймам, такие очевидные примеры встречаются реже и являются менее эффективными в целом.

Мощный сайдборд в наши дни, в большинстве форматов можно лучше описать не как набор конкретных доминирующих карт (как Red Elemental Blast), а как набор доминирующих стратегий.

Иногда возмодно разработать такой план сайдборда — иногда конкретная карта, иногда комбинация карт, который идеально использует слабости вражеской колоды. Такие планы являются очень стоящими, даже если они используют несколько лишних мест, ведь они могут кардинально изменить матчап в вашу пользу, часто вне зависимости от того, как посайдится оппонент, если он не меняет свою общую стратегию.

На Чемпионате Мира 2006 года Макихито Михара выиграл в финале у Рио Огуры 3-0 матчап, который, я уверен, Огура считал положительным для себя. Однако, во второй и третьей играх, результат казался логичным завершением — контрольная колоды Огуры, несмотря на несколько посайженных карт, не имела никакой защиты против комбо-колоды Михары и его плана сайдборда — земель-копилок (Calciform Pools) и Gigadrowse, с помощью которого Михара поворачивал все земли оппонента в конце хода, таким образом надежно защищая себя от контр-магии.
Как сайдбордная карта, сама по себе Calciform Pools не выглядит сильной. Но как часть стратегии она была чудовищно эффективной.

Еще один пример, на Про-туре Charleston в этом году я играл GWu (бело-зеленой с добавлением синего) колодой на [Glare а Subdual]. Одним из матчапов, которые меня особенно беспокоили, был миррор. Считалось, что он полностью зависит от карты Glare of Subdual — нужно либо найти свой глэйр, либо уничтожить враажеский. Вместо того, чтобы пользоваться этим соображением, я рассудил, что большинство колод на Glare of Subdual не умеют убивать существ. Исходя из этого, уже имея в сайдборде 4 Chord of Calling, я положил одного Blazing Archon, который дал мне преимущество, не зависящее от количества энчант-ремувала, посайженного оппонентом.

Хороший сайдборд должен быть наполнен доминирующими стратегиями.

Однако, отдельные мощные по силе карты тоже все еще актуальны.



 Универсальность: Какие карты покрывают наибольшую область применения?

 



Для сегодняшних разнообразных окружений, чтобы покрывать все области применения с помощью всего 15 мест, сайдбордным стратегиям необходимо пересекаться там, где это возможно. Вам нужно иметь либо стратегии, применимые в разных матчапах (Calciform Pools/Gigadrowse против практически любой контрольной колоды), либо стратегии, использующие некоторые одинаковые карты (Chord of Calling/Dovescape, Chord of Calling/Blazing Archon), либо карты, которые сами по себе сильны против целых категорий колод (Duress).

Иногда в сайдборде играют дополнительной землей, или картой, схожей по своей универсальности. Хотя карта сама по себе не очень сильна, область ее применения широка.

Особого внимания заслуживают колоды с туторами. Термин «тутор» обозначает карту, с помощью которой можно найти другую карту. Иногда наличие в колоде туторов мотивирует построение гипер-универсального сайдборда, так как туторы можно считать за дополнительные копии какой-нибудь карты из сайдборда.

Я прошел в топ-8 Канадского Национала в 1999 колодой с четырьмя Vampiric Tutor. Таким был мой сайдборд:


1 Bottle Gnomes
1 Arcane Laboratory
1 Gilded Drake
1 Dread of Night
1 Stromgald Cabal
1 Rapid Decay
1 Tranquil Grove
1 Spike Feeder
1 Choke
1 Fog
1 Allay
1 Sacred Ground
1 Worship
1 Armageddon
1 Root Maze

Благодаря туторам, посайдив единственную карту, я функционально сайдил пять копий этой карты. Современным примером тутора может быть вышеупомянутый Chord of Calling.

Пространство: Для каких карт у меня есть место?

Аспект пространства в сайдборде часто остается неосмотренным даже турнирными игроками.

Использование пространства диктуется двумя факторами: плотностью колоды и рассматриваемым матчапом.

Некоторые колоды плотнее других — то есть, разнится число карт, которые необходимы для основной стратегии колоды. Одной колоде может понадобиться 55 определенных карт, чтобы нормально функционировать (комбо-колоде), другой, более разрозненной аггро-коолоде, может понадобиться всего лишь около 45. Плотной колоде лучше сайдиться небольшими блоками сильных узкоспециализированных карт, а более разрозненная может себе позволить сайдиться большими блоками универсальных карт, которые могут быть использованы в нескольких матчапах. Иногда можно услышать жалобы игроков о том, что сайдиться определенной колодой очень сложно: «Я не знаю что вынимать!». Это обычное дело, когда колода плотная.

Рассматриваемый матчап тоже является важным фактором. Представьте себе контрольную колоду, играющую четырьмя Naturalize в мейне. Против агрессивной колоды, в которой нет достойных целей для него, эти четыре карты вы будете отсайживать в любом случае. Это значит, что вам нужно иметь как минимум 4 карты в сайдборде для этого матчапа. В замене мертвых или плохих карт хорошими куда больше пользы, чем в замене неплохих карт хорошими.

Игроки часто кладут карты в сайдборд (скажем, 4 Perish), не задумываясь о том, что они будут отсайживать ради них в соответствующих матчах... но этот фактор очень важен. Можно посайдить настолько много одноразовых сильных карт, что вы навредите основной стратегии вашей колоды.

Иногда стоит раздвигать эти границы, если то, ради чего вы освобождаете место, стоит того, но в общем все эти базовые соображения дают неплохие указания к тому, сколько места в сайдборде следует посвятить тому или иному матчапу.

Простой способ лучше подготовиться к турниру — заранее проработать планы сайдборда. Что вы будете вынимать и что добавлять в каждом матчапе, если это можно предсказать (хотя бы для матчапов, занимающих значительную часть метагейма)? Дать ответ на этот вопрос легче в комфорте у вас дома, чем в двухминутный перерыв между партиями на турнире. Это также поможет вам определить карты, не справляющиеся со своей задачей. Верьте или нет, но многие турнирные игроки не делают этого, потому что это довольно-таки кропотливая работа. Я сам как-то раз осознал посередине турнира, что одна карта у меня в сайдборде бесполезна, потому что у меня нет карт, которые я мог бы вынуть ради нее (любая возможная замена на нее сделала бы колоду только хуже) в матчапе, в котором я планировал ее использовать.

В ходе турнира может вдруг обнаружиться, что план сайдборда не работает, или что колоды или версию колоды, против которой вы играете, вы не ожидали или не учитывали при построении сайдборда. Вам все время придется принимать решения по ситуации, но понимая свою колоду, и принимая как можно больше решений заранее, вы улучшите свои шансы.

Дизайн сайта
Добро пожаловать на сайт клуба настольных игр «Единорог», посвященный ККИ Magic: The Gathering.
Ресурс не является официальным сайтом игры.

Wizards of the Coast, Magic: The Gathering, and their logos are trademarks
of Wizards of the Coast LLC in the United States and other countries.
© 2012 Wizards. Used with permission. All Rights Reserved. This website is not affiliated with,
endorsed, sponsored, or specifically approved by Wizards of the Coast LLC.